2. Zamba из Аргентины


В этой статье хочу познакомить своих посетителей с аргентинской народной музыкой. И сделать это решил с традиционного танца, распространённого в этой стране, который имеет название Zamba (Замба). Не путать с самбой! Самба – это бразильская музыка (хотя не только Бразилия претендует на её корни).

Танец этот, в отличие от многих зажигательных танцев латиноамериканских народностей, особой страстностью не характеризуется. Он довольно медленный, исполняется парами прогулочным шагом на тактовый размер 3/4.

Замба исполняется на самых разных народных и национальных торжествах: от уличных шествий до свадеб. Естественно, танец имеет много разновидностей, и может рассказывать о красоте родного края, о красоте местных женщин, демонстрировать любовную историю и даже политический протест. Движения в танце величественные, торжественные, с элегантными взмахами белых платков. Традиция не умирает до сих пор.

В основном аккомпанируют замбе музыканты-гитаристы, что и сыграло роль в моём выборе первой темы о народной музыке Аргентины.

Мои читатели, умеющие играть на гитаре, могут познакомиться с этим танцем практически. Берите гитару и разучите одно из несложных произведений на тему замбы, ноты и табулатура которого я и представляю.

Сначала послушайте миди пьесы, а потом попробуйте сами воспроизвести её звуки на инструменте. Постарайтесь, чтобы ваша натуральная музыка звучала намного красивей бездушной мидийной музыки.

Итак, ноты и табулатура Zamba de Vargas:

Замба из Аргентины

В следующей статье мы рассмотрим ещё один вариант замбы. Он тоже довольно интересный. Заходите!


Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1. Кубинский танец (короткая версия для одной гитары)


Раздел музыки латино хотелось бы открыть нотами одного из первых произведений в этом ритме, которое, наверное,  учат многие начинающие гитаристы по всей планете. Надеюсь, что не ошибаюсь. И это произведение называется “Кубинский танец“. К сожалению, автор мной не установлен на 100 процентов (не знал я его и 30 лет назад, когда сам были студентом различных музыкальных заведений). Будем считать этот танец народным творением.

Произведение написано в ритме румбы-самбы, очень быстрое и зажигательное. Изначально этот танец я знаю, как дуэт, и играл его в паре с другим учеником на выпускном концерте музыкальной школы. Но каждую партию можно исполнять и как самостоятельное сольное произведение.

Играть его можно не строго в заданном темпе и ритме, можно отклоняться, то есть играть “Рубато” (термин в музыке, означающий исполнение с небольшим отклонением от ритма, не строго в такт).

Вот ноты первой партии.

Латинский танец

Темп произведения достаточно непрост, с частыми синкопами, которые могут сбивать неопытного гитариста, не сталкивающегося еще с подобными ритмами. Нужно будет в этом случае просчитать каждую восьмую долю (на “раз-и, два-и, три-и, четыре-и“), и под счет хорошо выучить пару начальных тактов. Дальше дело пойдет как по маслу.

Чуть позже я выложу вариант “Кубинского танца”, в котором обе партии из дуэта будут переплетаться для исполнения одним гитаристом. Получается длинная пьеса, чуть ли не концертная. Но это – впереди, а сейчас принимаемся за разучивание короткого варианта. Играйте и получайте удовольствие!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

9. Упражнение с полубаррэ


Следующее упражнение – в виде арпеджио, но все-таки нами помещенное в раздел упражнений, так как основная техническая трудность в нем заключается в отработке приема полубаррэ (отмечается в тексте, как, например, 1/2BII). Другими словами – упражнение с полубаррэ.

Ноты и табулатура упражнения:

Полубаррэ на гитаре

Также вам понадобится послушать это упражнение на МИДИ, чтобы почувствовать темп и акценты его исполнения.

Интерес представляет полубаррэ в такте №11. Таким образом часто берется аккорд Ля мажор в открытой позиции. Особенно он распространен в гитаре фламенко (даже скажем больше – там не знают другого его прижатия). Нами рекомендуется научиться брать этот аккорд всем гитаристам, независимо от стиля игры. Суть его в следующем: четвертая и третья струны прижимаются на втором ладу первым  (указательным) пальцем левой руки одновременно, вторая струна прижимается на этом же ладу пальцем 2 (средним), а первая струна должна оставаться открытой. Очень удобный аккорд, но только нужно немного потренироваться. Схема аккорда и аппликатура – на рисунке ниже.

Берите этот аккорд именно так

аппликатура аккорда Ля мажор

Все остальные аккорды, при взятии  которых применяется прием полубаррэ, берутся указательным пальцем на обозначенном ладу (скобка [ c  дробью 1/2 и буквой B, указывающими прием полубаррэ), прижимающем несколько струн одновременно поперек грифа. С указательным пальцем могут участвовать и другие пальца, прижимающие струны на других ладах (рядом).

Пример взятия полубаррэ на трех струнах показан на следующем рисунке.

Прием полубаррэ на гитаре

Вот так правильно берется полубаррэ

Указательный палец, независимо от того, полубаррэ берется или большое (полное) баррэ, должен быть прямым и распологаться ближе к порожку, к которому прижимаются струны (но только не на самом порожке).



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

1. Обними меня при встрече


В этом разделе ноты для вашего развития дальше. И первой пьесой будет мелодия, которую я сочинил накануне приезда дорогого мне человека, по которому мы все (я и две наши собаки) очень соскучились. Мы все поедем встречать в аэропорт, иначе животные изведутся в квартире одни в ожидании. Они очень умные и понимают, куда я буду отправляться. От них ничего не скроешь – в этом я убеждался не раз.

Эта пьеса так и называется, как говорится, в тему – Обними меня при встрече.

Переменная тональность, начинающая с До мажора и переходящая в Ля минор, и еще переплетаясь “по ходу пьесы”.

Ноты и табулатура пьесы:

Встреча скоро

Объяснение непонятностей, которые могут привести некоторых посетителей, пожелающих исполнить мелодию, в небольшое замешательство:

  • текст под нотами “let ring” означает долгое звучание нот, под которыми эта надпись стоит; в основном относится к басу на первой доле и к долгозвучащим нотам мелодии;
  • цифра 3 в скобке над группой нот (—3—), охватывающей три ноты, означает, что эти ноты триольные (такт №11 и далее);
  • извилистая линия (змейка) над нотой в такте №15 – это красивый прием под названием “вибрато”.
  • прямая линия соединяющая две ноты в между тактами №14 и 15 обозначает прием скольжения пальцем по струне для смены позиции (глиссандо, слайд).

Послушайте МИДИ ПЬЕСЫ и поиграйте (или выучите наизусть). Произведение, выученное наизусть всегда можно совершенствовать и даже развивать по своему музыкальному вкусу (и процесс этот будет бесконечным, так как совершенству нет предела).



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

8. Упражнение на смену позиции (Инвенция Баха)


Возможно, кто-нибудь из посетителей сайта, усердно изучающий гитару с нашим нотным материалом, удивится такой прогрессии в наших упражнениях. Но удивляться не стоит, так как Инвенция Баха, представленная на этой странице в качестве упражнения – это не пьеса для концерта, а всего лишь одноголосный отрывок, не имеющий особой сложности для начинающих гитаристов. Это просто нотный пример, имеющий своей целью показать учащемуся один из способов смены позиций при игре пальцев левой руки на грифе гитары (и являющийся одновременно как упражнение на смену позиции для отработки этого способа).

Давайте посмотрим на ноты.

Инвенция Баха

Начинается игра левой руки во II позиции, а далее, в такте №5 пальцы переходят в V позицию. Далее по нотному тексту происходят еще две смены позиции (из V в III, а потом в I).

И обязательно обратите внимание, что позиция меняется в тот момент, когда звучит открытая струна (во всех местах в данном нотном примере – открытая первая струна). Это и есть один из способов перемещения левой руки по грифу гитары, который обычно называют «смена позиции через открытую струну». Используя открытую струну в момент переходов на другое место на грифе (иногда довольно удаленное от исходного), гитарист экономит время для более спокойного перемещения и сохранения нужной длительности звучания предыдущего звука, что, несомненно, влияет на качество звучания пьесы (более слитно, нет разрывов).

А быстрых нот бояться не стоит: выполняйте упражнение медленно, как будто бы шестнадцатые ноты – это восьмые, а все остальные также в два раза длиннее. А когда отработаете полностью упражнение и выучите наизусть, то уже и скорость можно включать. Пальцам беглость также не будет лишней.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

7. Очень старые ноты


Интересно послушать, какая музыка была в древнюю старину, но, к сожалению, тогда не существовало нотной записи, поэтому мелодии на тамошних музыкальных инструментах просто передавались с рук на руки музыкантами. Таким способом, конечно, до времен, когда изобрели ноты, мало что дошло, а до нас – и того меньше.

В этой статье приведена одна старинная запись (неизвестно, каких времен, но, ясное дело, после изобретения нотного стана в XI веке). Хотя сама мелодия может исходить из более раннего времени.

Этот манускрипт с нотной записью пьесы для какого-то струнного испанского инструмента взят из журнала Alzapua и переведен мною в нотный редактор (см. ниже).

Ноты из прошлого

Старинный манускрипт с нотами Фанданго

А теперь то, что на этом старинном нотном листочке записано, в более современном виде (жаль только, что пьеса не имеет конца, последние такты я сам присочинил по теме). То есть, перед вами старые ноты в новом формате.

Ноты прошлых эпох
Играйте в довольно живом темпе, с хорошим настроением. Ведь фанданго – это испанский танец, а испанцы считаются довольно темпераментным народом с зажигательными мелодиями своих танцев фламенко.

А здесь – МИДИ ФАНДАНГО. Обязательно послушайте и определитесь с акцентами и ритмом.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

6. Ян Лози: Жига


Новое совершенно имя композитора для меня, на которое я наткнулся на днях в своих сборниках музыки для гитары. Полное имя – Ян Антонин Лози [Jan Antonin Losy (может произноситься и как Логи)]. Пятый ребенок в графской семье, проживавшей в то время в замке Steken (Южная Богемия, Чехия). Отец его был швейцарских корней и переехал в Прагу в 1627 году; был известным в деловых кругах человеком.

Ян с детства проявил интерес к музыке и учился играть на лютне у придворного камердинера, который оставался другом ему и в зрелые годы. Игрой графа (он унаследовал этот титул после смерти отца в 1682 году) и его сочинениями восхищались в профессиональных музыкальных кругах. Однако при жизни Яна Лози было опубликовано только одно его произведение.

Играл ли граф-лютнист на других музыкальных инструментах, неизвестно. Но имеются много произведений, которые исполняются и на барочной гитаре (5-струнная гитара тех времен), и на разновидностях лютни, и даже на скрипке. Но, возможно, это просто обработки его лютневых композиций.

Давайте познакомимся с одним из сочинений графа. Итак, Ян Лози: Жига (одна из обязательных частей сюиты).

Жига графа лютниста Яна Лози

 

Обратите внимание, что в некоторых местах можно было бы играть на первой струне ноты Ми и Фа (такт №2 и другие), но аппликатура поставлена для второй струны. Лучше придерживаться текста, потому что одни и те же звуки на разных струнах имеют свой тембр, отличный от других. Возможно, тот человек, который обрабатывал эту Жигу для шестиструнной гитары, хотел добиться точности воспроизведения пьесы, написанной в оригинале для лютни, на другом инструменте.

Также в тексте мной отмечены красно-зелеными звездочками места применения приема арпеджиато. Арпеджиато играется быстрым и легким перебором указанных звуков аккорда (последовательно, начиная с баса, а заканчивая самым верхним звуком). Арпеджиато нужно потренировать отдельно.

Еще одна трудность для начинающих гитаристов в этой пьесе – исполнение форшлагов (маленькие перечеркнутые нотки перед основными и связанные с ними легато). Форшлаги исполняются очень коротко, а их длительность входит в длительность основной ноты (если есть еще звуки с основной нотой, то вместе с ними сначала извлекается форшлаг, а только потом основная нота). Другими словами, форшлаг опережает основной звук и приходится именно на основную долю.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Как настроить гитару: способы настройки


Рассмотрим несколько способов того, как настроить гитару.

Способ №1 настройки шестиструнной гитары смотрите на видео.

Способ №2 настройки гитары (по фортепиано) можно понять по следующему ролику.

Способ №3 настройки гитары (по электронному тюнеру). Самый точный и легкий способ настройки гитары даже новичку, не державшего гитару до этого в руках.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

В.Егоров: Переменный этюд

Новый этюд для гитары

После небольшого периода летнего остывания от трудов праведных дел и жаркого солнца где-нибудь на бережку, решил что-нибудь сочинить. Родился Переменный этюд и вот я его представляю моим посетителям. Он играется довольно живо и это можно почувствовать по МИДИ произведения.

Ноты и табулатура этюда

Разберите внимательно нотный текст Переменного этюда, особенно аппликатуру левой руки. Пальцы правой руки не обозначены, но здесь трудного ничего нет, так что разобраться будет нетрудно.


Этюд В. Егорова для гитары

Некоторые указания по разучиванию этюда

 

Возможно, кому-то будет интересно, почему этот этюд назван “переменным”. Дело в том, что в нем все как-то получилось переменно.

Во-первых, меняются по ходу тональности. В0-вторых, меняются акценты с нижнего голоса на верхний. В-третьих, переменный ритмический рисунок этюда сбивает иногда ход мыслей.

Далее, постоянно изменяется вид арпеджио: прямое смешанное – на восходящее, и обратно, прямое смешанное – на обратное смешанное и смешение в одном такте различных видов арпеджио. Арпеджио здесь – главная польза этюда и поэтому к правой руке следует отнестись наиболее серьезно.

Даже темп и тот переменный (его замедление в последнем такте к последней доле). Обратите внимание на то, что арпеджио на всем протяжении этюда состоит из триольных шестнадцатых нот.

Следует особо указать на отмеченные в тексте акцентируемые звуки. Нужно обязательно выделять именно то, что имеет знак акцента. Если играть без выделения, то не получится совершенно тот музыкальный смысл, что задумывался.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Классический этюд для гитары

332b669b81509f6177f6db4c8dfcc5ed

Этюд для классической гитары неизвестного автора

К сожалению, я не знаю автора следующего этюда, но что-то мне подсказывает, что этот классический этюд – гитарный. То есть, оригинальный (или лютневый). Признаюсь, будет стыдно, если он окажется творением хорошо известного гитариста прошлого. Например, Сора или Агуадо. Но я не встречал его ранее и потому не знаю!

Ноты и табулатура этюда

Тем не менее, мы его разучим. Хорошая тренировка такого типа упражнений на координацию и синхронность действий пальцев правой и левой рук.

Итак, ноты.

Этюд для гитары

 

Рекомендации по разучиванию этюда

Чем хорош этюд, так это своим сменяющимся темпом, который вы можете почувствовать, послушав МИДИ ЭТЮДА. Правда, смена темпа любого музыкального произведения – чисто вкус исполнителей, каждый из которых может по-своему чувствовать и понимать музыку. Но справедливо одно: музыку играть механически, как написано в нотах, бездушно нельзя! И не зависит, что вы играете – большую пьесу или маленькое упражнение. Нужно учиться понимать музыкальную мысль, а иначе слушать никто не будет. Ищите и утверждайте свою точку зрения, готовя любое музыкальное произведение.

Пробуйте найти свой стиль

Вот вам и карты в руки. Именно на этом этюде и пробуйте себя, как исполнителя. Начинайте учить его в медленном темпе, обязательно выделяйте (знаки акцента в тексте нот) мелодическую линию и замедляйте (или ускоряйте) темп, когда почувствуете, что это необходимо. Представьте себя на сцене. Делайте это не потом, когда выучите текст наизусть (распространенная ошибка начинающих), а в процессе разучивания.

Желаю удачи!



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

7. Упражнение №12 для гитары

Упражнение №12 для начинающих гитаристов

В упражнении №12 используются как пальцы правой руки (все), так и пальцы левой руки для прижатия струн на соответствующих ладах (смотрите по табулатуре).

Ноты и табулатура упражнения №12

Упражнение для гитары №12

 

Рекомендации по изучению упражнения

Все упражнение для гитары нужно играть приемом апояндо (с опорой на соседнюю струну). В том числе и звуки на басовых струнах (струны 5 и 6). Для того, чтобы не было неудобств в игре на басовых струнах, рекомендуется пальцы правой руки (указательный или средний) после того, как они извлекут звук перед басом, сразу же снять со струны, на которую они опирались после звукоизвлечения, и поставить на струну, где будет извлечен следующий после баса звук.

Соблюдайте строгую аппликатуру правой руки, старайтесь сразу играть правильно и под счет (“раз и, два и, три и, четыре и”). Послушайте МИДИ УПРАЖНЕНИЯ и придерживайтесь темпа.

Прием апояндо позволяет получить красивый, наполненный хорошим тембром звук. Не спешите, контролируйте и оценивайте каждый полученный звук. Попробуйте сыграть пару тактов приемом тирандо и если у вас имеется хоть какой-то музыкальный слух, вы поймете разницу между наполненным тембровыми красками звуками апояндо и пустым, бедным звучанием тирандо.



Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Вальс уходящей весны

Вальс весны

Следующая пьеса для гитары – Вальс весны, которую только что написал В.Егоров и разместил на этом сайте. Романтическая, может быть, чуть грустная мелодия прощания с весной накануне первого июньского дня.

Ноты и табулатура вальса

Давайте разучим этот вальс.

Вальс для гитары В.Егорова

 

Рекомендации по разучиванию

Темп вальса достаточно быстрый. Мелодия выделяется, а сопровождение другими голосами, в том числе и бас, нужно играть динамически негромко. Но и здесь (смотрите в нотном тексте) имеются выделения (акцентирование) некоторых довольно слабых звуков. Возможно, это обстоятельство несколько затруднит исполнение пьесы для начинающих гитаристов, но без этих акцентов вальс будет слушаться иначе, без изюминки. Поэтому над необычным акцентированием сопровождающего голоса нужно будет серьезно поработать.

Послушайте МИДИ ВАЛЬСА. Миди даст возможность определить оригинальный темп произведения и, надеемся, правильно услышать акцентирование звуков.

При разучивании произведения внимательно следите за изменениями гармонии сопровождения: в нем часто происходят перемещения из тональности ля минор в параллельный До мажор. Взятие нот на грифе гитары контролируйте по табулатуре.

Сопровождение играется приемом тирандо (бас, где возможно, играйте с опорой на соседнюю струну). Звуки мелодии также, где можно, извлекайте приемом апояндо.

В такте №14 применяется полубаррэ на II ладу для взятия аккорда Ля мажор (звук мелодии при этом берется пальцем 4 левой руки на V ладу). В общем, будьте внимательны и все будет хорошо!

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Этюд Дорна для гитары До мажор.

Этюд (C.J. Dorn).

Новое имя для вас – C.J.Dorn – и его этюд для гитары До мажор. Dorn известен своими сочинениями для акустической и классической гитаре и многие знают его по множеству выпущенных гитарных альбомов.

Ноты этюда.

Этюд для классической гитары

Очень интересный этюд (у Дорна, правда, это сочинение носит другое название, но это не так важно).

Как играть?

Правая рука.

Посмотрите на обозначение пальцев правой руки в начале этюда. Старайтесь и далее подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы ни разу не повторялись по соседству (красными кружочками отмечены места, ради которых подбиралась аппликатура с самого начала сочинения). Лучше пожертвовать не слишком логичной на первый взгляд последовательностью пальцев, чем допустить совершенно недопустимое – повторение одного и того же пальца два раза подряд в постоянном движении мелодии (без длинных нот и пауз, после которых допускается начинать с того пальца, которым закончил предыдущую фразу или звук).

Звукоизвлечение – смешанное: в первой половине тактов первой части (до репризы) в основном апояндо, а вторая половина с повторениями одного и того проходящего звука – тирандо. 

Во второй части (после репризы) бас играется, кроме случаев с многозвучием, с опорой на соседнюю струну (если это не четвертая струна). Также и те звуки, которые без баса, нужно играть апояндо. То есть, где возможно, играйте апояндо.

Левая рука.

Тут все просто – стандартные аккорды и первая позиция, в которой, я думаю, будет нетрудно разобраться. Следите за точностью прижатия струн и чистотой всех звуков.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Этюд ля минор арпеджио.

Этюд с арпеджио.

Этюд ля минор на этой странице разнообразен по видам арпеджио: в основном, используется ломанное арпеджио на 4/4 шестнадцатыми нотами, встречаются арпеджио с мелодической линией в верхнем голосе (начальные такты) и в басе.

Этюд не сложный для исполнения, но обязательно нужно акцентировать те ноты, которые указаны в нотном тексте, иначе музыкальный смысл сочинения изменится до неузнаваемости и, возможно, до бессмыслицы (не пробовал играть без выделений мелодии).

Ноты и табулатура этюда.

Этюд для гитары В. Егорова

О темпе этюда.

Обратите внимание на изменение темпа в некоторых местах сочинения.

Этюд можно играть как в указанном темпе, так медленнее (используйте это при разучивании) или быстрее (попробуйте быстрый темп после того, как этюд будет полностью освоен).

Правая и левая руки.

Арпеджио исполняется приемом тирандо (без опоры пальцев на соседние струны, кроме баса, если только он не на четвертой струне).

В левой руке старайтесь держать звуки арпеджио (аккорды) до последнего, снимая пальцы с прижатых струн только в момент постановки следующего аккорда. Не обязательно ставить аккорды полностью, если в этом нет необходимости (например, первый аккорд этюда – ля минор, но достаточно прижать первым пальцем вторую струну на I ладу, а вторым пальцем – третью струну на II ладу).

Прослушайте перед разучиванием Миди этюда.
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Выучим совсем простой этюд для гитары.

Простой гитарный этюд.

Предлагаю разучить совсем простой этюд для гитары.

Я его совершенно случайно обнаружил среди своего нотного архива. Не помню, чтобы он когда-то встречался мне в моей практике, как учебной, так и педагогической. Является чисто гитарным этюдом, так как написан гитаристом и педагогом гитары Д. Агуадо.

Этюд особенно интересен для начинающих гитаристов. Давайте посмотрим ноты.

Ноты этюда:

Этюд для классической гитары

Рекомендации по разучиванию этюда.

Правая рука.

Отличный пример использования приема апояндо в басовых и мелодических звуках! Этюд полностью исполняется с опорой пальцев на соседнюю струну. Играют три пальца: Р-m-a в различных вариантах.

Рекомендую большой палец после извлечения звуков на басовых струнах (в основном, двух подряд на протяжении всего примера) сразу ставить – для опоры кисти правой руки и удобства исполнения мелодических звуков на тонких струнах –  на шестую струну. Иначе исполнение мелодических звуков будет для вас затруднительным.

Например, в такте №1 вы извлекаете два первых звука большим пальцем правой руки на четвертой струне. И обязательно после каждого звука опираетесь на третью струну. После этого нужно извлечь два звука на второй струне пальцами m-i последовательно, причем, одновременно с извлечением первого из этих звуков вы переносите большой палец с третьей струны на шестую для опоры кисти.

В этом случае вам легко и просто извлечь приемом апояндо оба звука на второй струне. Если же оставить большой палец на третьей струне, то это выполнить будет невероятно неудобно.

Левая рука.

Здесь никаких проблем – следуйте обозначениям в нотах и у вас не возникнет никаких затруднений с правой рукой. Весь этюд исполняется в первой позиции.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги

Этюд Ф.Тарреги.

Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги, который приводится на этой странице – не что иное, как нисходящее арпеджио, причем три звука арпеджио приходится на один счет и является триольной группой восьмых нот. Считать такой этюд нужно восьмыми долями на “раз-два–три” в каждой группе арпеджио.

Далее, каждая первая восьмая нота в триольной группе – мелодический звук, и поэтому его нужно акцентировать (выделять). Звукоизвлечение – полностью апояндо (с опорой на соседнюю струну, и даже в случае, когда мелодический голос в начале каждого такта извлекается одновременно с басом). Правда, бас при этом нужно сыграть без опоры, иначе ничего хорошего не получится.

 Ноты и табулатура этюда.

Мы с учебной целью приводим только отрывок этого этюда, но для начинающих это во благо, пока что нам достаточно 8 его тактов.

Этюд для гитары

Этюд Тарреги для гитары (окончание)

Как играется нисходящее арпеджио.

Я думаю, вы знаете, что нисходящее арпеджио можно играть приемом апояндо, так как предыдущие звуки при этом не глушатся: например, палец с первой струны (первый звук арпеджио) соскальзывает на вторую, из которой потом извлекается следующий звук арпеджио и так далее. В результате все предыдущие звуки продолжают звучать, то есть, выполняется условие арпеджирования (разложение аккорда на отдельные звуки, в совокупности своей образующих звучание полного аккорда).
Все остальные виды арпеджио (восходящее, смешанное, ломанное) играются приемом тирандо.

Еще один вариант исполнения мелодического голоса с басом.

Попробуйте еще один красивый вариант звукоизвлечения баса с мелодическим голосом. Этот способ, возможно, покажется вам легче первого, хотя кому как…

Для разбора возьмем первый такт, в котором нам нужно бас открытой шестой струны сыграть со звуком открытой первой струны:

Как играть на гитаре

Вариант 1 на этом рисунке – это одновременное извлечение баса и звука мелодии, рекомендованный выше (бас приемом звукоизвлечения без опоры, а мелодический звук – апояндо).

Послушать здесь, как это звучит.

Вариант 2 выполняется так: бас с небольшим опережением извлекается раньше звука мелодии (арпеджиато). Получается эффектно.

Как это звучит, можно послушать здесь.

Глиссандо.

Черта, соединяющая два звука мелодии в такте №3 с надписью “глисс.” означает скольжение пальца по струне от одной до другой ноты, не отрываясь, лишь слегка ослабляя нажим на струну, чтобы не были слышны промежуточные звуки. Называется такой прием “глиссандо” (извлекается пальцами правой руки как первая, так и вторая нота).

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

5. Гаспар Санц: Эспаньолета.


Разучиваем пьесу Эспаньолета. Ее написал живший на рубеже XVII- XVIII веков один из известнейших для классических гитаристов композитор Гаспар Санц (Санз). О нем, вообще, можно писать целые статьи (и пишут). Санц этого полностью заслуживает.

Он был знаменитым испанским гитаристом, жившем при дворе короля Филиппа IV и его сына Хуана Австрийского. Санц обучался музыке, философии и теологии в Саламанском университете, углубив свои знания обучением в Неаполе. Он получил диплом теолога в Саламанском университете, однако впоследствии уехал в Италию и посвятил себя музыке. После возвращения в Испанию композитором были изданы три коллекции табулатур испанской музыки (1674, 1675 и 1697). К счастью, все эти сочинения сохранились.

Благодаря профессионализму теоретических советов по игре на испанской гитаре и высочайшему уровню собственного мастерства Гаспар Санц на протяжении более чем столетия сохранял превосходство над композиторами испанской школы.

Композитор для гитары

Однако, после смерти композитора в 1710 году его наследие было вскоре забыто, но получило свое отражение гораздо позже, в творчестве композитора Хоакина Родриго (известного, как автора знаменитого  для гитаристов “Аранхуэсского концерта”, причем, ослепшего, будучи 3-х лет от роду). А произведения Санца и Родриго прославил великий гитарист Андрес Сеговия.

Ноты пьесы Санца “Эспаньолета”:

Начало пьесы Эспаньолета для гитары

Окончание Эспаньолеты Гаспара Санца

В такте №9 и других возле нот исполняемого аккорда мы видим волнистую вертикальную линию. Такой аккорд нужно исполнять приемом арпеджиато, то есть, быстро пальцами произвести так называемый “пробег” по струнам, начиная от баса и далее, по восходящей аккорда. Но при этом все должно сделаться быстро и красиво, как произнести слово “вж-ж-жик”. Потренируйтесь отдельно, используя пальцы P-i-m-a.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Еще один вальс Ф. Карулли.


Хочу опубликовать для разучивания еще вальс Карулли.

Ваше дело сейчас – отрабатывать практику игры на гитаре. То есть, играть упражнения, этюды и пьесы, НО… При этом не просто наращивать свой список того, что вы играли или “прошли”…

То, что вы прошли, можно понять двояко: прошли и четко все усвоили (отличная практика) и – прошли и не заметили (распространенная практика начинающих, которые не понимают, что на этом этапе каждое упражнение или пьесу нужно выполнять с максимальным вниманием, оглядываясь на рекомендации по исполнению: счет, приемы звукоизвлечения, аппликатура, чистота каждой ноты и нужный ритм).

Начинающим свойственно часто ошибаться, а по опыту преподавания знаю, что четкость ритма хромает у каждого второго ученика. Поэтому рекомендую все свои упражнения и пьесы выполнять под метроном, который можно спокойно скачать в Интернете (бесплатно) и пользоваться им каждый день и при работе с любым домашнем заданием. И делать это нужно до тех пор, пока вы не будете на слух воспринимать и понимать все длительности нот и, особенно, их относительность друг к другу ( на это потребуется немалое время).

Не обольщайтесь, что вам все понятно… На начальном этапе неизбежны остановки при игре из-за недостатка техники, знания нот на грифе гитары, замедленной постановки аккордов и т.п. Из-за этого будут остановки, замедления и, кроме того, ваш слух еще в зачаточном состоянии и четкая ритмика вам пока будет совершенно чем-то необычным явлением. Обычно, у новичков длительность звуков неравномерна. Даже при одних и тех же по длительности нотах. Неискушенность слуха начинающего музыканта!

Даже считая вслух, вы можете ошибиться. Будьте внимательны и пользуйтесь метрономом. Через два-три усидчивых и упорных занятий вы к метроному привыкнете и  все пойдет на лад.

Еще один вальс Карулли (начало)

Вальс карулли №2 (окончание)

В нотном тексте имеется все, чтобы без проблем его выучить – аппликатура и левой руки, и правой. способы звукоизвлечения – те же, что и при разучивании предыдущих вальсов.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

Гамма До мажор для гитары.


Разучиваем необычный этюд для гитары под названием “гамма До мажор“. Вроде, “гамма”, но и этюд одновременно (“гамма в форме этюда” – так будет правильней назвать это сочинение).

Гаммы в чистом виде мы будем разучивать в разделе “Упражнения для гитары“. И только те из них, которые интересны и очень полезны в развитии пальцев левой руки (приобретение уверенности, независимости, беглости и растяжки).

Данный этюд имеет своими целями, во-первых, развитие слухового аппарата начинающего гитариста, так как верхний голос – не что иное, как поступенчатое движение звуков гаммы До мажор в восходящем и нисходящем порядке (как и положено в игре гамм), во-вторых, одновременное совершенствование техники игры арпеджио (аккомпанирующий голос) и, в-третьих, отработку постановки баррэ и полубаррэ.

Также в этюде присутствуют элементы растяжки между пальцами и такие приемы игры на инструменте, как смена позиций, в том числе и посредством скольжения пальцев по струнам (глиссандо, или слайд).

В общем, этюд полностью выполняет свою функцию упражнения на отработку некоторых техник игры на гитаре и содержит какие-то смысловые (в данном случае мелодическую и гармоническую) идеи.

Ноты и табулатура этюда с указанной аппликатурой правой и левой рук (пальцы левой руки обозначены под табулатурной сеткой цифрами в кружочках):

Этюд для гитары В. Егорова

Два аккорда в последних двух тактах этюда сыграйте приемом арпеджиато. И обязательно в этих же тактах играйте с постепенным замедлением, как и указано в нотах (rall—).

Выделяйте (акцентируйте звуки гаммы, то есть, верхний голос). Бас также можно играть с акцентом. Средние же голоса попробуйте сыграть значительно тише (совсем не громко), чем мелодию и бас.

Не забывайте о правилах звукоизвлечения (звуки гаммы – апояндо, сопровождение – тирандо).

Послушайте МИДИ ЭТЮДА – это вам подскажет темп выученного упражнения.
P.S. Да! Я бы еще советовал пропевать вслух звуки гаммы вместе с игрой на инструменте. Только гитара должна быть идеально настроена по тюнеру.

Protected by Copyscape Online Plagiarism Check

6. Несколько упражнений для начинающих гитаристов


Итак, закрепим тему и поиграем еще немного совсем легкие упражнения для начинающих гитаристов.

Упражнения №№ 8-10 на открытых струнах пальцами правой руки i-m:

Упражнения для начинающего гитариста

Все упражнения выполняются только приемом с опорой на соседнюю струну (апояндо), со счетом вслух (“раз-два-три-четыре“), большой палец для опоры кисти находится на шестой струне.

Следующее упражнение выполняется с участием пальцев левой руки:

Упражнение для начинающих гитаристов

Аппликатура левой руки подписана рядом с нотами. Обратите внимание, что на третьем ладу везде прижимает струну палец 4. Это не ошибка – в практике игры на гитаре именно на второй и первой струне на этом ладу обычно действует палец 4, так как это удобней, рука не напрягается из-за некоторой растяжки в случае игры на первом ладу первым пальцем (как и положено) и тут же – третьим на третьем ладу.

Попробуйте сыграть упражнение сначала вариантом аппликатуры левой руки, который вам предложен, а затем – с прижатием на  третьем ладу первой и второй струны пальцем 3 вместо пальца 4. Я думаю, второй вариант вам покажется более напряженным.

Упражнение №11 также играйте со счетом, но так как в нем имеются восьмые ноты, то считайте с “и” (“раз-и, два-и, три -и, четыре и“). Обозначение тактового размера буквой  “С” вас не должно смущать – так часто в музыкальной литературе обозначается размер 4/4.
До встречи!
Protected by Copyscape Online Plagiarism Check